я не люблю индийское (буддийское) искусство, но это что-то с чем-то потому что белое. а то у них там все слишком яркое, для меня это выглядит аляповато
Храм Ват Ронг Кхун или Белый храм - это какая-то абсолютно сюрреалистическая космическая сказка. Многие называют Чалермчая Каситпипата, архитектора, задумавшего этот грандиозный проект, современным Иеронимом Босхом. Сам же он сравнивает себя со знаменитым архитектором Антонио Гауди, посвятившим всю свою жизнь строительству собора Саграда Фамилия.
Белый храм - олицетворение чистоты Будды и нирваны. Строительство храма было задумано в 1998 году. Планируется возвести 9 сооружений. Строительство продолжается уже много лет, а сам архитектор говорит, что на завершение проекта уйдёт около 90 лет. После его смерти все планы продолжит воплощать в жизнь целая армия молодых архитекторов, которых он обучает.
Что примечательно, архитектор и художник Чалермчай отказался от спонсирования строительства, чтобы никто не смог ограничивать его фантазию и планы - все деньги идут от продажи работ художника и пожертвований. Храм расположен в провинции Чианг Рай в 15-ти километрах на юг от города по шоссе №1.
Белый Храм отличается от любого другого храма Таиланда. Его пхра убосот - самая святая часть храма, спроектирован в белом цвете с белым стеклом. Белый цвет олицетворяет чистоту Будды, а белое стекло говорит о том, что мудрость Будды ярко сияет на земле и во всей Вселенной.
Мост, ведущий к убосоту, означает переход от бесконечного цикла перерождений к Обители Будды. Небольшой полукруг перед мостом показывает земной мир. Большой круг с клыками - это пасть демона Раху, олицетворяющая несовершенство человеческого ума и грешников, страдающих в аду.
Все картины в убосоте написаны в золотых тонах. Четыре стены, потолок и пол заполнены картинами, рисующими попытки избежать искушений и достичь нирваны.
Четыре вида животных на крыше олицетворяют землю, воду, огонь и воздух. Слон стоит за землю, нага - за воду, крылья лебедя - за воздух, а грива льва - за огонь.
9 зданий, строительство которых продолжается, будут состоять из убосота, залы с реликвиями Будды, залы с изображениями Будды, залы молитв, залы созерцания, дома монахов, дверного фасада Буддавасы (перечисления 24 предыдущих Будд), галереи искусства и туалетов.
Храм хорош и на фоне рассвета, чистого голубого неба и хмурого облачного, заката, или освящённый луной...
Сегодня в Риннодзи проводили очень интересный ритуал - отпевание кукол. Японцы считают, что куклы тоже имеют душу, поэтому просто выкинуть сломанную или ненужную куклу опасно, поскольку кукла потом может заявиться мстить. Куклу надо отпеть, показав ей, что все, пора бы к буддам или на перерождение, безусловно хорошее, после чего похоронить как подобает. На мой взгляд, этот ритуал в первую очередь нужен детям. Похоронить любимую, но уже негодную игрушку куда лучше, чем выкинуть или отдать младшим на раскурочивание. Я всегда хотел на этот ритуал посмотреть, поэтому отодвинул свой визит в Мацусиму на завтра и отправился в храм.
На входе продавали еду. Была печеная картошка, якитори (куриные шашлычки), о-ден (представленный исключительно вареным конняку), жареные сосиски, картошка-фри, пирожки. Жаркой-варкой занимались в основном храмовые дедушки, но кое-где и молодежь участвовала. Печеная картошка:
Свою порцию печеной картошки и шашлычков я умял не жуя не успев сфотографировать, но о-ден все же решил щелкнуть, уж больно экзотично смотрится:
Дальше был базарчик с размахом, которого христианские храмы не видывали. Тут продавалась одежда, разные поделки, печеньки, мыло, в общем, все, что душе угодно:
Разная мелочевка:
А около храма принимали кукол:
Я пошел проведать осликов. Ослики были мне рады, но мамаша опять обиделась - она увидела, что я пришел с пакетом, сунула голову в пакет, а лакомств не нашла... От обиды укусила меня и больше не подходила.
Зато папа с дочкой ласкались только так. Папа слева, дочурка справа:
Потом началось детское представление, на которое я все-таки не пошел. Решил, что вместо увлекательных приключений морковки-сана и дайкона-сана возьму себе еще пирожок и погуляю по кладбищу. Пирожки делали прямо на месте:
На кладбище я нашел парочку незнакомых доселе Джизов. Вот этот примечателен тем, что перед ним в землю были воткнуты две детские игрушки - Хелло Китти и Санта-Клаус - и чупа-чупс. Кто-то очень любит своих мизуко.
А вот такого я еще ни разу не видел. Джизо часто изображают похожим на ребенка, но этот вообще, похоже, делался на заказ и с портретным сходством. Этот Джизо был установлен в день моего рождения.
А кукол тем временем прибавляется:
Среди кукол присутствовала статуэтка Каннон с отбитой головой:
Большинство кукол весьма потрепанные и поломанные, но были и практически целые. Некоторые хотелось потихоньку спереть, но такой возможности, увы, не представилось.
А народ пока занимался отбиванием теста для вкусных плюшек мочи:
Все с нетерпением ждут результата:
Желающие могут попробовать:
Я тоже попробовал, было весело Когда тесто уже достаточно отбили, его отдали на поругание детям:
А вот что получилось:
Глядя на этот детский утренник, вы можете подумать, что это самое отпевание кукол - вещь несерьезная, а то и вовсе шуточная. Ничего подобного. Праздники типа этого я наблюдал и на мероприятиях, посвященных, например, поминовению жертв цунами. А сама церемония для кукол очень торжественна и проводится на полном серьезе.
Я, пользуясь прерогативой гайдзина, успел даже кое-что заснять на видео.
Вот с этого момента подключились простые прихожане. Нам раздали листочки с сутрами, их и читали.
После отпевания зачитывались имена всех, кто принес кукол (хорошо хоть обошлись без поименного называния всех принесенных кукол, а то мы бы до вечера там стояли).
Участвовавшие священники первыми подходят на поклон к куклам:
Дальше уже все остальные:
А пока мы отпевали кукол, дедушки приготовили нам мочи:
Свежие мочи - просто объедение!
А куклам - фрукты, печеньки, цветы.
Ну и раз уж я сегодня хипстерски снимаю все, что ем, вот вам мой ужин: Наконец-то соизволил купить и приготовить корень лотоса. Тут кроме него морковка, курица, каштаны и грибы маитаке.
Tobleron: а в питере давно дождег? NuMan: с 1703го
сцуко, пол ночи из-за него не спала... у меня балкон застекленный, над окном и под ним железные карнизы, у соседей сверху и снизу такие же. по сравнению с этими, бхххь, карнизами, автомат Калашникова отдыхает. ненавижу дождь
Камрады, мож кто подскажет, как с ними бороться, кроме как срезать нафиг (ибо у себя, может, и срезала бы, но у соседей-то все равно останутся)?
Ну я сегодня тут в перерывах между работой баш почитываю. там, значится, одна из цитат:
xxx: Когда-нибудь я доучусь в универе, стану маститым химиком, буду заниматься исследованиями и получу химический элемент № 119. xxx: У него будет очень маленькая продолжительность жизни, и за это я назову его стипендий!!!
меня вдруг одолевают сомнения, что элементов в таблице поболе 118ти. лезу гуглить... Эказолото, Экартуть, Экаталлий и т.д., Унуненний, Унбилиний, Унбиуний, Унбиквадрий и т.д. хоть заново в школу иди... в мои школьные годы на месте этих элементов были пустые клеточки, и детям мозг не парили.
Обещают, что дети, рожденные в год Черного Дракона, будут творческими и активными. Но мы-то знаем, что главное для них - иммунитет к магии!
ага, + атака на двух юнитов и 400 жизни
я, кста, уже с компом, только пока без нэта. как только домой притащила, провода подсоединила, ну там настройки нужные установила, так сразу села в Героев играть а, ну и из Миядзаки кой-чего пересмотрела ^_____^. Эт у меня обязательная программа - Герои и Миядзаки )))
Вчера с Cocedka совершили велопробег по Ораниенбауму (Ломоносов) и Петергофу/Петродворцу через все местные усадьбы, парки, церкви и прочие красоты. А еще сейчас же вокруг всё золотое и багряное, в общем повысили уровень эндорфинов раз в дцать.
Дык речь не о том, я опять со своими моньягами и со своими лаурефиндиями . Ну, не совсем моньягами, но тоже забавно. Гуляем, значить, по парку. Ну, там мамаши с детьми и прочая публика. И тут одна девочка дергает маму за руку и тычет в меня пальцем со словами: - Ой, мам, гляди - Рапунцель!
xxx: Первые крестражи создал Кощей Бессмертный. xxx: Именно его записки и читал Волан де Морт!
а и правда))
и еще старенькое, но мной пропущкнное:
Kisurd: Вообще, это так мило, что Волдеморт всегда ждёт конца учебного года, чтобы убить Гарри. Не смотря ни на что, он серьёзно беспокоится за его обучение.
Вчера гуляла в Петродворце, так за мной пол парка какой-то чуве с фотиком бегал. Я как не оглянусь назад - всюду его вижу из-за куста на меня объектив наводящего, а потом сразу начинает птичек считать. Я уж думаю, да подойди ты, испроси дозволения сфотать мою персону, дык нет - все тайком, все тайком и вот чего, спрашивается, этим моньягам неймется?
Позавчера гуляла по Пушкину, заглянула в любимые уголки, ну и в Екатерининском парке побывала. Гуляю, значит, по парку, где-то в районе Камероновой галереи встретилась мне толпа турыстов, в числе которых два араба (или типа того, кто их там разберет), лет 30-35 симпатичные, высокие, клево одетые ну и все такое. Ну а я чо? Я просто мимо проходила. Неспешным шагом дошла до Турецкой бани и тут слышу топот и голоса: - Excuse me! Я непонел, иду дальше. Тут опять: - Excuse me! Sorry, lady! Оборачиваюсь, точно - мне кричат. Те самые два араба. Один с фотиком. Ну, думаю, щас попросят сфоткать их на фоне бани. Хотя нафих арабам Турецкая баня, думаю . И верно, один подходит ко мне и на английском с жутким акцентом просит фтоткаться... со мной! Глядя на мое озадаченное лицо, повторяет тоже самое более четко и медленно, мол я не поняла, что он там от меня хочет. А я-то поняла, только в такой ступор встала, что только и смогла выдавить "окей". Ну сфотографировались, араб лучезарно сверкая жемчужными зубами рассыпался в благодарностях, на что я опять смогла выдавить только "not at all". И они убежали, видимо, опаздывая на экскурсионный автобус. Т.е. они бежали от самого дворца до бани (а это почти 1 кэмэ, товарищи!), искали меня, чтобы сфоткаться, нашли и убежали на автобус! Ну а чо? Я тогда была весьма хороша в своем новом польте из топшопа и со своими этими лаурефиндиями (а восточные мужчины, как известно, любят девушек с длинными светлыми волосами)
Вот такой вот рашн сувинир привезут два араба в свою арабию XDDD
ну вот кагбэ... уже 4 месяца без компа и как-то не так уж это все ужасно)) правда "эксперимент" нельзя считать чистым, т.е. на работе интернет есть, но с ограниченным доступом (в соц. сети доступа нет, флэш плеер нельзя установить, т.е. ю-туб тоже мимо, не погамать ни в героев, ни даже в сапера и прочее по мелочи) и с телефона постоянно фики читаю. так что жить можно. в общем, подводя итоги, (хотя какие еще итоги - я все еще без компа) лето без интернета пережить можно)) единственное чего жалко, так это кучи пропущенных всяких интересных мероприятий, о которых, вследствие отсутствия контакта, я не знала и не побывала там. а, ну еще и куча не скаченных и, соответственно, не посмотренных аниме (а на лето у меня был составлен весьма внушительный список!)
куда-то делась надпись "Запись зоздана 23.05.12" Сто лет меня уже здесь не было)) Сломался комп((( так что вот...
позавчера ездила на дачу, каталась на велосипеде и очень пожалела, что не надела шорты! а на следующий день куталась в пледы и думала, а не затопить ли мне печку...
и еще съездила за грибами на велике поехала в дальний лес за дорогой в надежде, что там еще не все собрали. фиг там! народу, как на Невском! ну, человек 15 мне встретилось точно. на машинах, велосипедах, мопедах и так пешком. и это, заметьте, будний день - среда! часто мне там встречались такие грибы - с зеленовато-серой шляпкой, я их стороной обходила. а щас погуглила, оказалось моховик зеленый. абыдно, что не собрала
у меня все ниже написанное в голове не укладывается... это же просто невероятная жестокость, бессердечность, вседозволенность и т.д. и еще это было нормой! и, мать ее, церковь!!! я вообще после прочтения сейчас такая злая. и безумно рада, что живу в XXI веке и ведь до сих пор это не искоренилось из сознания россиян: "бьет - зачит любит", "домашние дела - не мужская работа" и т.д. бесит жутко!!! да даже у меня на работе, хоть и мелочи, а раздражает жутко, ибо все это отголоски того понятия "не мужская работа". есть у меня на работе двое коллег парней младше меня, вот у них такое проскальзывает: "ну ладно, стол вытрешь" (в кухне после обеда) или другой никогда сам не включит чайник, а дождется когда кто-нибудь из наших женщин его включит и отнесет в кухню, которая прямо за его спиной. ну и всякое такое
Жизнь женщины в русской деревне конца XIX века Ниже процитирован отрывок из книги "Жизнь Ивана", которую написала Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская, дочь знаменитого путешественника. На протяжении многих лет Ольга Петровна скрупулезно записывала все, что имело отношение к крестьянскому быту, и собрала огромный массив сведений: устройство дома, инвентарь, еда, одежда, ход сельхозработ, урожайность разных культур, подробнейшие цены (начиная от стоимости каменного дома и до цены сечки для капусты), бюджет семьи, налоги, суды, болезни и лечение, суеверия и обычаи, и т.д.
Отрывок будет интересен всем, кто считает, что отношения мужчин и женщин сильно пострадали результате глобализации, индустриализации и феминизма, и всем девушкам, которым хотелось бы вернуться к этим утерянным истокам и жить "как в старину".
читать дальшеМаленькие девочки ходят дома в одних холщовых, но только длинных рубахах, и непременно подпоясанные. Очень рано (лет с двух уже) стремятся к тому, чтобы подвязать платком голову. По праздникам на них надевается ситцевый сарафан. Девочки дет с десяти носят уже обыкновенно (даже и дома) шерстяную домотканую юбку.
Маленькие дети в крестьянском быту очень скоро развиваются. Это объясняется участием ребенка во всех почти работах и во всех событиях крестьянской жизни. Взрослые не стесняются все говорить при ребенке, напиваться и драться при нем. Нечего и говорить, что мальчик лет 7-12 и даже девочки этого возраста "ругаются". "Кобель", "сука", "сволочь", "блядь" - очень употребительные детьми ругательства.
Если отец бьет мать, ребенок, разумеется, жалеет мать, но не с той точки зрения, что отец не прав. Жалеет он мать потому, что "того и гляди, убьет ее батя". А лишиться матери - самое ужасное несчастье для ребенка. Мать уж будет биться как рыба об лед, а поднимет своих детей на ноги. Что же до отца, то он замечательно беспечно относится к своим детям-сиротам. Для него их как бы не существует, а мачехи бьют и обижают их.
Девочки лет 7-12 присматривают за младшими братьями и сестрами. Также они пасут скотину, а именно телят. Они помогают и в поле: берут картошку, полют, носят взрослым еду и питье во время полевой поры. Ходят за водой, полоскают белье, учатся шить и прясть, мять лен и коноплю. Дети с малых лет присутствуют при сговорах, свадьбах. Они очень рано усваивают, что отец "хозяин", мать "хозяйка", отец главенствует над матерью. И всякий ребенок отлично понимает, что девочки будущие "невесты", а мальчики "женихи". В некоторых деревнях до сих пор [1890-е] держатся обычаи "просватывать" девочек лет 12-14 за соответствующих им по возрасту мальчиков. Теперь такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А если нет, так "невеста" 14-15 лет и "жених" лет 16 начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия.
Лет двадцать-тридцать тому назад [т.е. в 1860-70-х годах] выходили замуж лет 16-19, женились в 18-20. Гораздо реже выдавали девушек 15 лет. Хотя и опасным считалось засидеться в девках, на девушку смотрели в семье как на рабочую силу, а следовательно, не торопились сбыть с рук. Малого [т.е. парня] же потому торопились женить, что таким способом приобреталась для семьи лишняя рабочая сила.
Теперь [1890-е] выходят замуж лет 16-25, женятся же 18-27.
Встречи с будущим мужем или женой происходили обычно во время весенних или летних "улиц" или на вечеринках. "Улицы" начинались с воскресенья на Красной горке [вторая неделя после Пасхи] и длились вплоть до зимы, по всем праздникам, а иной раз и в будни. На них собирались девки со всей деревни и отчасти молодые бабы, особенно такие, у которых мужья в отсутствии. Начиналась "улица" в сумерки и длилась до часу-двух ночи. Зимой "улицы" заменялись "вечеринками", "вечорками" у какой-нибудь вдовы или одинокой солдатки, которая за освещение (фунт-два керосину) пускала парней и девок к себе в избу.
Наибольшим успехом у девок пользуются те "малые", которые "чисто ходят", то есть имеют жилетку, пиджак, сапоги бутылками и хороший картуз. Действует также на девок умение играть на гармонике, словца "вежливые или игривые" (у нас каждую девку теперь называют "барышней" на улице), некоторая ловкость.
Девок на улице любят веселых, таких, которые умеют плясать и за словом в карман не полезут. Всякая девушка имеет своего малого, с которым "стоит". Он дарит ее то бумажным платком, то дешевым кольцом или серьгами, то куском розового мыла, то гостинцами - подсолнухами, жамками, рожками. Девушки тоже иногда дарят парней гостинцами. Примечательно, что после "улицы" бабы и девушки провожают парня, а не наоборот; малый даже до порога избы не проводит девушку.
Обычно на таких "улицах" завязывались внебрачные связи, которые часто кончались браком. Хотя очень нередки случаи, когда бросают ту, "которую любили". Старшие нередко ругают и бьют дочерей за такие связи; малым же ничего за это не достается.
С "распутевыми" девками или бабами чинится иногда расправа. "Распутевой" называется такая девка или баба, у которой несколько любовников. Эти любовники сговариваются иногда поучить ее и, если она девка, мажут ей ворота дегтем, а если она баба, бьют ее. Побьют, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут (так, что голова женщины как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне.
Девка, у которой один любовник, уже не считается "распутевой", и ей ворота дегтем не мажут.
О женитьбе или замужестве первые заговаривают бабы, а не мужики; мужики только с ними соглашаются. Прежде всего стремились приобрести в дом "хозяйку" - рабочую силу. Плохим считалось, если сын гуляет с "никудашней девкой", то есть, плохо работающей. Не ценились также "хворые", болезненные невесты. Бывает, впрочем, что какие-нибудь 15-25 рублей, даваемые отцом за девкой, заменяли и здоровье, и ум, и доброе поведение...
Прежде за невестой никогда не брали денег. Брали за нею ее одежду: холсты, две-пять понев, четыре-шесть рубах, один или два ситцевых сарафана, постель и т.д. Хотя вообще на приданое смотрели мало, обращая главным образом внимание на здоровье и способность к работе.
Теперь же за невестой берут деньги (рублей 5-10), особенно если она отличается каким-нибудь недостатком: глуховата, или косая, или "стара", или есть про нее слухи, что она "гуляла".
Если молодой убедится в недевственности своей жены, тут же иногда чинит расправу: пинки ногою, щипки в живот и половые части. Один малый, женившийся не по доброй воле на "нечестной" девушке, за которой отец давал 15 рублей, так ее истязал после свадьбы, что цветущая девушка превратилась в больную на вид женщину. "Весь низ ей выщипал", - говорила ее мать. Мало того, запирал ее на целый день в маленьком амбарчике без пищи. На ночь тоже запирал ее на замок, а сам уходил к своей любовнице, какой-то вдове. Таскал за волосы, бил, чем попало. Унялся только, когда бедная женщина забеременела, - боялся, "как бы за тяжелую бабу в острог не попасть".
С молодой первое время бывают помягче, кормят получше, т.к. она вступила в новую семью. Поблажка состоит в прикармливании новой работницы, но только на три дня гуляния свадьбы. После работают, как другие.
Беременная жена делает все: справляет всю домашнюю работу, в поле вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, "как овченка": приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит: "как овченка бежит, трясется". Часто женихи и невесты физически еще весьма мало развиты. Вследствие этого первые дети родятся слабыми и обыкновенно не выживают. Молодые матери также очень часто "засыпают" детей, то есть придушивают нечаянно во сне.
Первого ребенка ждут еще более или менее радостно. Отец ждет сына, матери безразлично, кто будет ее первенький (считалось, что родить дочку - это себе, то есть, помощницу матери и няньку младшим детям).
Отец проявляет интерес и ко второму, и к третьему сыну. Матери же начинают обыкновенно тяготиться уже третьим ребенком. Если же баба начинает часто родить, в семье к этому относятся неодобрительно: "Обклалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то, трясет каждый год, опять щенка ошлепетила" и т.д.
Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. На работу в поле мать идет через пять-семь дней после родов, ребенка либо берет с собой, либо оставляет на попечение "старухи" или старшей сестры.
"По закону" муж имеет право спать с женой только после шести недель, когда родильница возьмет очистительную молитву. Но это редко бывает. После первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. Если выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а нет, так недели через две-три. Жену, конечно, не спрашивают о ее желаниях: "Аксинья, иди-ка сюда", - и все тут.
В трезвом виде муж бил жену редко, в пьяном - часто и чем попало. Бьют и палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. Таскают за косы через порог. В селе Мураевне был случай, что пьяница муж убил свою жену "за гульбу". Он замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену, пока она не впала в бессознательное состояние, а через день умерла, не приходя в себя.
Если муж бьет жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену. Пьяный муж бьет иногда жену, если она откажется исполнить какое-нибудь его приказание, лечь с ним спать и т.д. Я знала одного мужика, который любил, когда был пьяный, так издеваться над женой: "Становись на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу - убью тебя!". И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети обыкновенно поднимали плач и крик. Тогда он произносил: "Детей жалко, а то бы не быть тебе живой", - и отпускал ее. Это называется "мудровать над женой".
Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: "Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десять яблоков!". Бабы и девки очень любят ходить за яблоками в сады к съемщикам, меняя яблоки на яйца или на самое себя. Нынешним летом был такой случай, что двадцатилетний караульный яблоневого сада изнасиловал тринадцатилетнюю девочку - и мать этой девочки (очень, правда, бедная) помирилась с обидчиком за 3 рубля. Два дня или три после этого кричала эта бедная девочка, и такой испуганный, забитый вид сделался у нее.
Бывает часто и вытравление плода. Жена одного из помещиков помогала бабам при трудных родах, давая им пить настой казацкого можжевельника, который рос у нее в саду. С тех пор, как на деревне прознали про свойства этого растения, чьи-то невидимые руки постоянно обрывали все кусты можжевельника по ночам - очевидно, для целей вытравления, потому что родильницам помещик никогда не отказывал в настое.
Случаи убийства незаконнорожденных младенцев очень нередки. Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит либо в воду с камнем на шее, либо в густой конопле, или где-нибудь в свином катухе зароет.
В Мураевне (большое село) почти каждый год находят одного, а то и двух мертвых младенцев. Но редко дознаются, чьи они. Крестьяне не любят дознаний, а если что и знают, то помалкивают: "Случился грех, а с кем - Бог его знает, мало ли их, девок, гуляют...". В Мураевне есть баба, которая за некоторое вознаграждение отвозит в воспитательный дом в Москву "гулевых детей" [незаконнорожденных]. К одному бездетному помещику пришла раз баба с предложением купить ее ребенка: "Слыхала я, что тебе дитё нужно, ну думаю, и толкнусь. Он у меня гулевой, а муж скоро приде [с заработков]...".
Надо принимать во внимание незаконных детей и солдаток, и просто замужних женщин. Незаконность таких детей часто известна только семье, и в ее недрах легко могут происходить такие убийства детей, которые невозможно вывести на чистую воду. Например, легко нарочно задушить маленького ребенка, навалившись на него якобы во сне.
В одной деревне (очень глухой) был такой случай: выдали замуж беременную девушку, чтобы скрыть грех. Сам муж был смирный и не попрекал жену, но родные не давали ей проходу и в конце концов заявили: "Чтобы ублюдка твоего не было. Умори его". Бедную женщину бил ее свекор, свекровь тоже не давала ей свободно вздохнуть. Наконец молодуха исполнила требование: наскребла спичечных головок в соску и ребенок умер. Она попала под суд, но была оправдана.
Старухи очень безжалостно и хладнокровно относятся к убийству незаконного "щенка", а молодые с усилием и надрывом убивают своих детей. Мужчины, если и догадываются о таких убийствах, то изображают собою "моя изба с краю, я ничего не знаю; бабы там чего-то путают, ну да бог с ними - мне-то что...".
Бюджет у мужа и жены в семье был раздельный. Мужу принадлежала вся усадьба, хлеб, лошади, свиньи, весь инвентарь. Жене - посуда, одежда, лен, куры, корова. Овцы - общее имущество, но бывали овцы "собинки" - частное имущество бабы, которое после ее смерти переходило дочери. Шерсть с овец делилась так: весенняя - бабам, осенняя - мужикам, которые не обязаны были снабжать баб теплой одеждой.
Если жена нанималась летом на работу поденно, плата принадлежала ей самой. Если сдельно - то чаще мужу. В таких случаях бабы часто отказывались работать даже в самую горячую пору, когда платилась высокая цена за уборку хлеба: "Мне-то что, пропадай его (мужнины) деньги пропадом".
Бывают и взаимные покражи у супругов. То муж выкрадет из жениного сундука деньги на кабак, то жена сворует у мужа муки или крупы, чтобы отдать в мелочную лавочку за мыло или ситец..."
И под конец - два рассказа о необычных, по крестьянским меркам, парах.
"Как выражается любовь к жене? Одно время я думала, что никак, потому что внешних выражений нежности нет, даже у молодоженов. Но последнее время я думаю несколько иначе... Петруха простой мужик, кучер у нас. Он не пьет вовсе (бросил вино, когда после какой-то свадьбы в пьяном виде чуть не утонул в пруду) и не бьет жены. Он простой смирный малый, а жена у него "премудрая". Сам он вовсе не "хозяин", но жена хозяйственна в высшей степени: все обдумает, как посеять, скосить, как купить корову и т.д.
На зов жены Петруха летит в деревню, чтобы сделать, что она просит. Не пустить его, он крадучись уйдет ночью: "Хозяйка моя удумала просо скорей связать, а того и гляди дождь - уж я и скосил ей паюшечку..." (ночью). А если жена ему скажет, что изба не "ухвоена" (не законопачена, ветер дует), он будет сам не свой, пока не урвется к жене и не "спокоит ее". К сожалению, такие отношения мужа к жене страшно редки.
У помещика жила (самовар ставить, полы мыть) маленькая черноглазая Аксютка, круглая сирота. Через год является, просит расчета. "Что так?" - "Замуж иду". Оказывается, хочет выйти тоже за сироту, девятнадцатилетнего малого. Малый подростком жил в Москве, затем находился у дяди "из хлеба", т.е. даровым работником.
Оказалось, что дальняя родня Аксютки уже старалась расстроить этот брак, но тщетно. Аксютка с Михальком давно уже были "в любве", клялись друг другу в верности, ели землю для закрепления своего союза. Оказалось также, что дядя Михалька покровительствовал любви своего племянника с расчетом получить в дом даровую работницу. Состоялась сиротская, самая убогая свадьба. Год прожили у дяди, затем Михалек нанялся в работники к помещику. У Аксюты был выкидыш, возможно, устроенный ею самой: с ребенком дядя не стал бы держать.
У помещика в течение лета произошло несколько загадочных казусов: странным образом околело несколько лошадей и коров, сломалась два раза молотилка от железных прутьев, засунутых в снопы... На Михалька помещик не обращал внимания, пока не взял его как-то раз помочь себе в саду. При совместной работе слово за слово из уст Михалька получился целый град озлобленных речей против "капиталистов", богачей-помещиков и богачей-крестьян, которые "сады себе разводят" (сады без фруктов разводить - по понятию крестьян, глупая и вредная затея), "чай целый день попивают". Помещик даже опешил несколько, но за разными делами забыл этот случай.
Потом на деревне праздновался храмовый праздник. На третий день к вечеру запылала рига у деревенского богача-лавочника. Огонь перекинулся на соседние риги и стал угрожать всей деревне. Сбежался народ, и у риги поймали Михалька, которого бросили в огонь. Спас его тот же богач, боявшийся, что во время следствия на него свалят смерть поджигателя. Когда на следующий день приехал урядник, крестьяне дали показания, как Михалек железный прут засунул в помещичью молотилку, как коров убил у того же помещика и т.д. Пока дело касалось одного помещика, все знали и молчали, "крыли" своего, сочувствовали Михальку. Но когда поплатились своим имуществом, раздалась другая песня. Также оказалось, что Аксютка все время помогала своему мужу.
- Чуден он, - говорили о нем в деревне. - Во какой матас [шут, скоморох, фигляр], а жену не бьет никогда... (отрывок найден здесь)
Болезнь и ранняя смерть помешали Ольге Петровне закончить книгу, но и то, что сделано, имеет большую ценность для историка. "Жизнь "Ивана" вышла уже после ее смерти, в 1906 году, в т. 39 "Записок Императорского Русского географического общества". Позже была издана в 1914 году, но не получила широкой известности, а после войны и революции о ней совсем забыли. Переиздана в наши дни в 2010 году издательством "Ломоносовъ" (www.ozon.ru/context/detail/id/4880886/).
Жизнь в провинциальной Франции Стиль жизни этой молодой француженки с азиатскими корнями не просто взволновал меня, он открыл мне дверь в совершенной другой мир — мир интригующей провинциальной Франции, уютных вечеров у камина, виноградников и старинного особняка на склоне холма. Мари, ее муж, шестеро их детей и 14 собак живут в одном из самых красивых регионов Франции – Медоке. Работая в прошлом журналистом, Мари долгое время жила в Синагупуре, Лондоне и Рейкявике, в последнем она и познакомилась со своим мужем – фотографом Оттдуром Торрисоном. Молодая женщина ведет кулинарный блог, в котором делится с читательями не только рецептами блюд, но и особенностью жизни во Франции. Именно благодаря ее рассказам и фотографиям, которые делает ее муж, у многих людей, в том числе и у нас с вами, есть возможность окунуться в совершенно иную жизнь. читать дальше